Школа молодого газовика-подводника
Киринское месторождение на шельфе Сахалина не только открыло новую главу в российской газовой промышленности, но и стало первой в стране школой для газовиков-подводников. А первые шаги по ее гулким коридорам, среди пахнущих свежей краской парт, делала команда Игоря Мармылева — первого руководителя производственного отдела эксплуатации подводного добычного комплекса ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск».
Сразу после окончания института (МИНХ и ГП) в 1979 году я начал работать в организациях «Мингазпрома»: инженером в ВО «Союззарубежгазпром», оператором по добыче нефти и газа, мастером, начальником промысла на газовом месторождении Медвежье, в центральном аппарате ГГК «Газпром». Для себя решил, что важно не стоять на месте — нужно осваивать передовые технологии, включая морскую добычу. В 1992 году я принял приглашение от одного из лидеров рынка по производству нефтегазового оборудования и стал работать в группе компаний FMC Technologies. Там я совершил второй карьерный рестарт — начал с сервисного инженера по устьевому оборудованию скважин и дослужился до технического директора.
Когда я узнал, что «Газпром» собирается внедрить подводный добычной комплекс на Киринском месторождении (КГКМ), я уже был готов все свои силы и опыт вложить в этот проект. Он был первым в России. В начале 2011 года меня пригласили в ООО «Газпром добыча шельф», где я проработал до конца 2017 года.
«Газпром» готовился заранее к добыче на шельфе, поэтому в 2007 году заказал строительство полупогружных буровых установок «Полярная звезда» и «Северное сияние» на Выборгском судостроительном заводе. Так была создана буровая база, которая позволяла эффективно строить как разведочные, так и эксплуатационные морские скважины.
Оставался открытым вопрос по обустройству КГКМ. Льды, глубина моря и другие факторы не позволяли использовать стационарные платформы. К тому же, были установлены очень сжатые сроки обустройства месторождения. Решили, что наиболее эффективным подходом станет строительство подводного добычного комплекса. Это оборудование уникальное, дистанционно управляемое и гидравлически, и электрически. Вся запорно-регулирующая арматура манифольдов и устьевого оборудования управляется с берега. К оборудованию предъявляются очень жесткие требования по качеству и надежности.
Киринское — первое и единственное на сегодняшний день месторождение в России с подводной добычей газа и газового конденсата и передовыми технологиями осушки газа и подготовки его к транспорту. Это хайтек. Месторождение стало началом серьезных программ импортозамещения. Они предполагают высококлассный инжиниринг, точную обработку металлов и эластомеров, надежное и передовое оборудование. Любая передовая технология дает толчок промышленности изобретать что-то новое. Это особенный прогресс.
Сам опыт работы был бесценным. Обустройство морского месторождения — это сложнейший проект. Он требует привлечения судов обеспечения, специальных телеуправляемых подводных аппаратов и высококвалифицированных специалистов. Нам необходимо было наладить координацию с подрядчиками по всем направлениям работ — буровым, обустройству, береговой базе. Все это надо было соединить воедино, чтобы обеспечить безопасную доставку продукции скважин до установки подготовки газа на берегу.
Требовалась топографическая съемка рельефа дна, создание трехмерных моделей всех типов оборудования, их увязка в единую цифровую схему. Только после этого гидравлическими коннекторами затягиваются и герметизируются соединения. Это очень большая инжиниринговая работа, которую требуется провести, прежде чем что-то «сделать руками» и опустить технологическое оборудование на дно.
Для меня Киринское — это особенный проект. На этом месторождении я себя реализовал как профессионал. Пять из семи скважин оборудованы и запущены с моим непосредственным участием.
Я бы даже более глобально сказал. Начало российской морской добычи было положено на Киринском месторождении. Это единственная площадка и полигон, который дает приток молодых талантов. Киринское месторождение дало толчок обучению и тренингу молодых и немолодых специалистов, включая меня. И те команды, которые сегодня работают на морских проектах по всей стране, сложились именно там.
Увеличенная фотография (JPG, 467 КБ)